https://www.youtube.com/watch?v=gthjk-lKTuE, опубликовано: 21 мая 2019 г.
Так себе. Нового ничего, ошибки есть.
Три самых неприятных ошибки.
1. Прудникова некритично воспринимает сказки про Куропаты и Левашово. На слова Гоблина об отсутствии аналогий катынского расстрела в практике НКВД вполне убежденно ответила, что аналогии есть, вот дескать в Куропатах и в Левашово НКВД устраивал такие же массовые расстрелы. На самом деле с Куропатами вопрос очень спорный, а в Левашово бесспорно никто никого не расстреливал вообще.
2. Прудникова убеждена, что "Катынский лес" - нормальное историческое название места действия. Также в ответ на замечание Гоблина о неточности названия совершенно убежденно возразила, что название правильное и единственно возможное. Она не понимает, что на самом деле расстрел произошел в поселке Гнездово, название же расположенного в шести километрах оттуда поселка Катынь было взято польскими нацистами для этого дела только в качестве эффектного бренда. Леса там вообще не было, дело происходило в парке дома отдыха.
3. Нюрнберг опять. Прудникова в конце передачи долго и убедительно рассказывала, как в Нюрнберге якобы "развалили катынское дело" и как якобы "оправдали обвиняемого Аренса". В реальности же никто дело не разваливал, так как это было не дело, а только один из множества пунктов обвинения и развалить его было технически невозможно, и никто обвиняемого Аренса не оправдывал, так как был свидетелем, а не обвиняемым.
Все эти заблуждения простительны среднему телезрителю с промытыми пропагандой мозгами, но автору, пишущему книги по истории СССР 1930-х годов, желательно было бы иметь повыше общий уровень фоновых знаний.
Один комментарий Гоблина заслуживает внимания, это соображение мне раньше не встречалось.
Гоблин заметил, что если бы расстрел поляков произвел НКВД в густонаселенной пригородной местности, то про это событие знало бы все местное население, и с самого начала немецкой оккупации Смоленска в июле 1941 года перебежавшие к немцам на службу полицаи, геи и демократические журналисты немедленно бы все рассказали своим новым хозяевам. И уже в августе 1941 года такой выгодный для пропаганды сюжет показали бы в "Дойче вохеншау". Но этого не случилось, в июле 1941 года никто про эти могилы немцам не рассказывал. Следовательно, их там и не было.
Journal information