zdrager (zdrager) wrote,
zdrager
zdrager

Categories:

Казнь в бочке. Сказка, кино и попытка реконструкции - 1


Эссе пиратско-фольклороведческое


Однажды Александр Сергеевич написал

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян

Неожиданная аналогия событиям, описанным в этих строках, обнаружилась в немецко-американском фильме "12 метров без головы".

Дело в фильме происходит в 1401 году в Северном море на пиратском корабле.

Старпом назначил одному из пиратов, за оскорбление капитана дисциплинарное взыскание – 20 часов в бочке.

В фильме показано, что имелось в виду.

Пирата сажают в эту бочку.

1 Пирата сажают в бочку

Заколачивают бочку гвоздями.

2 Заколачивают гвоздями

Привязывают веревку, закатывают по доске и бросают за борт .

3 Бросают за борт

Бочка плывет за кораблем, и бурно пенит воду.

4 привязанная бочка плывет за кораблем

Далее по фильму веревка оборвалась, пират, почувствовав, что бочку уже не буксируют,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

"Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?" - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

5 Пират в бочке

Потом его спасут рыбаки. Но его друзья на уплывшем корабле об этом не знали.

Очевидно, что в фильме показан вариант наказания, описанного Пушкиным.

Интересно и то, что пушкинский князь Гвидон обосновался на острове Буяне, то есть на острове Рюгене. А оба главных героя этого фильма, и пиратский капитан, и его верный помощник – оба родом именно с острова Рюген, о чем в фильме настойчиво повторяют несколько раз. Хотя, конечно, к пятнадцатому веку они уже стопроцентные немцы, а борются почему-то за свободу Фрисландии.

Главный герой фильма, пиратский капитан Клаус Штертебекер, оказался личностью исторической и достаточно широко известной в Германии, удачливым (пока голову не отрубили) предводителем пиратов в Северном и Балтийском морях, наследником лихой славы своих предков, арконских и викингских морских разбойников. Ему ставят памятники, его именем называют пиво и корабли, он стал героем немалого количества картин, книг и песен, и даже одной оперы (1).

Историки спорят о родине Клауса Штертебекера, основная версия гласит, что он был родом из Висмара, есть версия, что из Гамбурга, есть версия, что из Данцига, есть и версия, что он родом с Рюгена, эту версию и взяли за основу создатели фильма. Впрочем, если он родом действительно из Висмара, то разница невелика, поскольку Висмар – это бывший славянский Вишемир, расположенный на южном берегу Балтики недалеко от Рюгена.

В отличие от историков, народная молва уверенно связывает знаменитого пирата именно с Рюгеном. По легенде, на Рюгене он родился и вырос. По легенде, на Рюгене случился инцидент с питьем пива, после которого Клаус получил свое прозвище Störtebeker. По легенде, на Рюгене зарыт пиратский клад Штертебекера. Обезглавленное тело Штертебекера, также по легенде, захоронено на островке около Рюгена. Штертебекерские праздники поныне проводятся на Рюгене.

Описанная Пушкиным процедура сажания в бочку и бросания в море – есть процедура очень редкая и своеобычная. Фильм же сообщает, что эта же процедура бытовала у моряков северной Германии в средние века, причем в определенной связи с уроженцами острова Буяна. Если, конечно, тут мы имеем не вымысел сценариста, а изображение реальных средневековых событий.

Гугль о казне в бочке, пущенной по морю, ничего не знает, хотя Гуглю известны варианты казни в заполненной чем-то бочке (вином, известью, цементом, экскрементами и т.д.) Можно сделать вывод, что показанный у Пушкина и в этом фильме вид казни очень редок.

Сам метод сажания в бочку и пускания в свободное плавание по морю, кажется, встречается только в русском и финском фольклоре. Этот сюжет составляет основу целого ряда русских сказок (2).

В русских сказках в бочку сажают обязательно женщину из правящего дома, царицу или царевну (опционально – выколов ей глаза), и обязательно на пару с кем-нибудь – с сыном, с приемным сыном или хотя бы с Емелей или с убогим мужичком. Правда, и в Емелю эта царевна влюблена, и убогий мужичок – причина внепапочной беременности царевны. То есть тема какого-то адюльтера, нежелательной связи, незаконного ребенка устойчиво наблюдается во всех сюжетах.

Посажение в бочку и бросание в море упомянуто и в карело-финской "Калевале", но там это не самостоятельное действие, имеющее сюжетообразующее значение, а лишь эпизод в цепочке неудачных попыток казнить Куллерво (утопить, сжечь, повесить) (3). Вероятно, карело-финны узнали про такой метод от славян Южной Балтики.

Другого варианта пока не видно. Если в немецких пиратских историях данный способ наказания применяют уроженцы Рюгена, или, во всяком случае, уроженцы южного берега Балтики, и если этот же метод описан в русских народных сказках морского цикла, в сказках, принесенных в континентальную Россию с южного берега Балтики, то скорее всего славяне южного берега Балтики этот метод казни и использовали.

Вряд ли можно сомневаться в том, что Пушкин не придумал ход с посадкой людей в бочку и выбрасыванием их в море. Этот элемент сюжета, вне всякого сомнения, донесла до него Арина Родионовна, пересказывая сказки, принесенные с прародины новгородцев.

Если допустить, что на Руяне-Буяне-Рюгене в старые времена действительно существовал такой вид наказания или казни, то можно порассуждать о технологии его практического осуществления.

В фильме представлен вариант несколько противоречивый и нелогичный. С одной стороны, в фильме речь идет о дисциплинарном взыскании, с другой стороны, показана явно смертная казнь.

Человеку назначают наказание "20 часов в бочке". Просто нахождение в стесненном пространстве в скрюченном виде в течение 20 часов уже само по себе является жестокой пыткой, вынести которую способен не каждый. Человек со слабым сердцем, например, или с астмой или еще каким-нибудь заболеванием может просто умереть во время отбытия этого наказания.

Но в фильме (и у Пушкина) человека не только сажают в бочку, но в этой бочке бросают в воду, и в фильме (и у Пушкина) эта бочка плывет по волнам. Плавать же, не наполняясь водой, бочка может только в том случае, если она заделана герметично. "Засмолили" – как написал Пушкин. А человеку в герметично заделанной бочке уже на самом деле все равно, бросят бочку в море или не бросят, он и так умрет от удушья через недолгое время.

Пираты в фильме воспринимают приказ посадить своего товарища в бочку как суровое наказание, но именно как наказание, а не как смертный приговор. Человек, который должен просидеть в бочке 20 часов, может просидеть так только в бочке, имеющей щели, чтобы поступал воздух. Но если бочку с щелями бросить в воду, то она через эти щели наполнится водой, и наказываемый, скорее всего, все равно умрет – захлебнется. Утонет ли при этом сама бочка, или останется на поверхности, даже наполненная водой, сказать сложно, это зависит от сухости ее досок и от массы железных обручей-гвоздей на этой бочке.

Поэтому понятно, что в фильме представлен вымышленный и нереальный, вероятно, приглаженный вариант наказания. В качестве наказания этот метод годится только при использовании негерметичной бочки, с щелями для поступления воздуха. При бросании такого снаряда в воду человека ожидает отчаянная борьба за живучесть, стремление не захлебнуться в сочащейся через все щели воде, будучи скрюченным в тесном замкнутом объеме, качаясь на волнах и вращаясь при этом, может, вниз головой и как угодно. Это действительно жестокое наказание, очень серьезный стресс для наказуемого, урок, который надолго запомнится. Но 20 часов такое наказание длиться не может, длиться оно может, допустим, минут 20, до тех пор, пока бочка не заполнится водой настолько, чтобы человек в ней не смог извернуться и вдохнуть воздуха. Здесь наказуемого требуется уже немедленно вытаскивать на палубу и откачивать, иначе наказание превратится в казнь.

Хотя одно другому не особо противоречит. Эту методику можно с равным успехом использовать и для наказания, и для казни. Вполне вероятно, что в старину так казнили, но с течением времени этот же способ, в облегченном и более гуманном варианте, использовался моряками северной Германии в качестве нелетального наказания.

Показательно, что, когда старпом налагает такое дисциплинарное взыскание "20 часов в бочке", ему не приходится разъяснять, что он имеет в виду. И наказанный, и остальные пираты прекрасно поняли, о чем идет речь. Наказанный сразу залез в бочку, другие пираты его заколотили, привязали веревку и бросили за борт. Это показывает, что такое наказание для них было процедурой хорошо известной. Если, конечно, тут мы имеем не вымысел сценариста, а изображение реальных средневековых событий.

Хотя и само наличие бочки тут само по себе примечательно. Морская культура разных стран вполне логично предусматривает использование забортной воды в качестве средства наказания или казни, примерами чего могут быть протаскивание под килем, практиковавшееся у европейских моряков в эпоху парусного флота, или знаменитая пиратская прогулка по доске. Но бочка при этом обязательным инструментом вовсе не является. Наоборот, бочка выглядит отчасти лишней детально, применение бочки усложняет и замедляет процесс, не внося ничего особо существенного с точки зрения умерщвления или причинения страданий. Утопить человека за бортом или помучить его маканиями в воду много проще без всяких бочек. Потому можно сделать вывод, что показанное в фильме наказание с использованием бочки является ритуальным или традиционным, и как любой ритуал или традиция не требуют рационального объяснения. Скорее, причины использования бочки в данном случае иррациональные, символические, древние, религиозные. Если, конечно, тут мы имеем не вымысел сценариста, а изображение реальных средневековых событий.

Очень любопытно и поведение команды, когда обнаружили, что веревка оборвалась и бочка с человеком внутри осталась где-то там в море сзади за кормой. Пираты сильно огорчились незапланированной гибели товарища, но не сделали ни малейшей попытки его спасти. Это настолько странно, что требует отдельного объяснения. Вообще нормальной реакцией любого моряка в подобной ситуации будет экстренное спасение человека за бортом, поскольку на море принцип "один за всех и все за одного" – это не красивый лозунг, а практическое правило в повседневной деятельности. Конечно, изредка возможны форсмажорные ситуации, например, в опасный шторм, когда поиск упавшего за борт человека может стать опасным для корабля, тогда капитан, возможно, выберет из двух зол меньшее и предоставит упавшего за борт его судьбе, но в показанной в фильме ситуации ничего сложного или опасного для корабля не было. Погода была прекрасная, ветер слабый, море ровное, видимость полная. Моряки, обнаружив потерю товарища, должны были немедленно привестись покруче и отлавировать назад по своему курсу, найти же в спокойном море при хорошей видимости бочку, которая не могла быть далеко, вполне возможно.

Однако моряки не сделали ни малейшей попытки спасти своего товарища. Это может означать, что они были совершенно уверены, что человека, пущенного в море в бочке, спасать нельзя. Или это запрещено какими-то высшими силами, или все равно бесполезно. Этот запрет - тоже иррациональный, и, скорее всего, сакральный, след давних религиозных верований. Если человек остался в море в бочке, то значит, что его забрал бог моря, и отбирать назад нельзя.

Обязательной операцией должно быть и связывание наказуемого, чего в фильме тоже не показали. В ситуации острого предсмертного страха, борясь за жизнь, почти любой человек способен проломить донце или доски бочки, и тогда номер будет испорчен. Поэтому наказуемого или приговоренного требуется связать так, чтобы он не мог ни действовать руками, ни распрямить спину и ноги, то есть крепко зафиксировать, например, в позе эмбриона. Тут может возникать и известный архаичный символизм, связывающий рождение и смерть.

Также существенным представляется использование корабля. Если бочку сбросить просто с берега в море, как у Пушкина, то очень возможно, что эту бочку прибой почти сразу же выкинет обратно на берег, а это будет нехорошо. Поэтому, для того, чтобы казненный на берег уже не вернулся, надо вывести его на корабле подальше от берега и там отдать морю.

Должна ли бочка быть герметичной? Вряд ли. Герметичную бочку может носить по волнам сколько угодно, и рано или поздно, возможно, все равно выкинет на какой-нибудь берег, как князя Гвидона, а зачем это надо? Тем более, что там, на чужом берегу, кто-нибудь вдруг да похоронит казненного в земле, что нарушит весь смысл церемонии – отдать его морю.

Если же бочка вдруг доплыла до берега, то путь на этот берег лежит через смерть, через позу эмбриона, через выход из бочки-чрева матери-моря, то есть через перерождение. И волшебный остров, на который выходят из бочки, оказывается в таком случае миром новым, миром волшебным, миром счастья, миром загробным. Раем.

Вполне возможно, конечно, что отдельные такие бочки и в реальности выкидывало на разные берега, что вполне могло давать основу для создания легенд и сказочных сюжетов, но это были, наверно, все же нежелательные исключения из правила. Поэтому, скорее всего, герметичными эти бочки не были. В них, наоборот, надо было бы проделать дырочки для гарантии успешного затопления. И даже добавить в бочку балласта, чтобы она уж наверняка не всплыла.

И тогда весь этот процесс превращается не просто в особую редкую и почетную квалифицированную казнь для отдельных категорий преступников или за отдельные особые преступления (например, для княгини за супружескую измену), а в специфический ритуал, связанный с идеей жертвоприношения морю.

Ритуал, который, возможно, существовал на славянском острове Руян в старину.

Возможно.


Примечания


1. Klaus Störtebeker: http://de.wikipedia.org/wiki/Klaus_St%C3%B6rtebeker; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B5%D1%80,_%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%83%D1%81; http://neuezeiten.rusverlag.de/2011/03/24/1531/; http://elite-home.narod.ru/pirates59.htm; http://www.liveinternet.ru/tags/%CA%EB%E0%F3%F1+%D8%F2%E5%F0%F2%E5%E1%E5%EA%E5%F0/) и т.д.

2. Русские народные сказки, в которых есть сажание в бочку и пускание по морю: Три братца, http://www.unn.ru/rus/f9/old/fond/texts/530.html; Емеля-дурак, http://fictionbook.ru/author/afanasev_aleksandr_nikolaevich/narodniye_russkie_skazki_tom_1/read_online.html?page=30; По щучьему веленью, http://hyaenidae.narod.ru/story3/164.html; По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре, http://www.hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev161.php; Чудесные сыновья, http://playground.ctp-design.net/fairytales/chudesnye-synovya.html; Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды, http://hyaenidae.narod.ru/story3/143.html; и т.д.

3. Калевала ,краткое содержание, http://briefly.ru/_/kalevala/.


Продолжение здесь: http://zdrager.livejournal.com/60411.html

Tags: Кино, Литература, Мои открытия, Старина
Subscribe
promo zdrager august 29, 2008 04:52 5
Buy for 1 000 tokens
(с) не мое, но одобряю.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments