zdrager (zdrager) wrote,
zdrager
zdrager

Categories:

Последний из моноксилов


Этнографический музей, Петербург



Фото автора, сделано три дня назад.


Моноксилы, однодеревки, на которых, если верить Константину Багрянородному, русы сплавлялись по Днепру и ходили в Константинополь, до недавнего времени казались неясным типом судна. При слове "лодка-однодеревка" представлялась примитивная долбленка, лодка, у которой кокпит просто выдолблен в цельном бревне, лодка же сама сохраняет в общем размеры и форму этого бревна. Такие архаичные проекты лодок, исключительно прочные и принципиально непотопляемые, известны во всех частях света, реликтовые долбленки еще можно, если повезет, увидеть иногда на реках России (я видел). Но такие лодки слишком малы, чтобы перевозить группы людей и грузы, тем более на дальние дистанции. Спортсмены-любители, конечно, могут дойти на долбленках от Киева до Стамбула, если захотят, но не смогут перевезти на них ни товары, ни дружины. Константин Багрянородный, когда писал про моноксилы, явно имел в виду что-то другое.

В последнее время в интернете появляются статьи, в которых делаются более-менее обоснованные предположения, что настоящие старинные мореходные и грузоподъемные моноксилы делались тоже из одного бревна, но не по технологии выдалбливания, а по технологии развертывания и выстругивания изнутри этого бревна. Отчего они были известны на Руси под названием "струги". Главными достоинством этого типа судна считается его легкость, изготовление корпуса (или хотя бы основы корпуса) в виде единой монолитной детали давало возможность не использовать лишний крепеж и лишний набор. Легкий вес и ровное, без килевой балки, днище делали такое судно наиболее пригодным для перетаскивания через волоки и для проводки через пороги, что было совершенно необходимо при внутрироссийских водных сообщениях. В то же время такие лодки были достаточно универсальны, это были суда класса "река-море", они были пригодны и для морских переходов.

Совершенно внезапно я обнаружил самый настоящий струг-моноксил там, где меньше всего ожидалось его встретить - в петербургском Этнографическом музее. Он там работает экспонатом в зале русских ремесел, среди прялок, наковален, наличников и прочих подобных памятников мастерства допромышленной эры.

Теоретические предположения о технологии изготовления моноксила великолепно подтверждаются. Эта лодка явно сделана из одного бревна путем разворачивания и выстругивания, таким методом был сформирована единый монолитный деревянный корпус толщиной в пару сантиметров, в виде эстетически гармоничной сложной трехмерной поверхности, максимально разваленной в районе миделя до плоской параболы, а в оконечностях формирующей почти прямые штевни. Конструкцию укрепляют четыре шпангоута и один флор, выполняющий также функцию опоры банки (или наоборот), продольный набор отсутствует.

Представленная в музее лодочка имеет скромные размеры и вообще ничтожную высоту борта, значит, она использовалась на очень спокойном водоеме и в тихую погоду. Но вполне несложно представить возможное развитие лодки. Если установить более длинные шпангоуты, выступающие в ширину и в высоту за существующую монолитную основу корпуса, то на эти шпангоуты несложно набить две-три доски, поднять высоту бортов на полметра, и тогда получится вполне приличная речная лодка. Получится набойная лодья.

Русская правда оценивала суда так: "морьскую лодью 3 гривны, а за набоиную лодью 2 гривны, за челнъ 20 кунъ, а за стругъ гривна". В примечаниях поясняется: "Набойная лодья - лодка с набоями, как назывались доски, прибивавшиеся для возвышения бортов мелких судов (Срезневский. «Материалы», II, стб.266). Струг - судно, меньшее по размерам, чем набойная лодка. Струг с набоями стоил дороже, чем обыкновенный. По документу 1402 г. – "с струга с набои 2 алтына (12 денег), а без набои деньга" (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.–Л., 1950, стр.55)".

Толкование "струг - судно, меньшее по размерам, чем набойная лодка" здесь, конечно, нелепо. Струг по сути объяснений - это лодка без досок на бортах, то есть лодка вообще не из досок. Даль дает некоторые синонимы: "Набой на лодке, насады, набивные борты, пашвы, наделки, доски, коими подняты борты долбушки, лодки. Лодья без набоев (бортов), ботня безо дна".

Некоторые наивные кабинетные историки описывают струги с набоями и моноксилы Константина Багрянородного как долбленки с надставленными бортами, имея в виду те долбленки, которые представляют собой выдолбленные бревна. Я не могу вообразить, какая должна была бы получиться каракатица в результате такого технического решения.

Вот он, настоящий, не придуманный, реальный струг, струг без набоев, моноклсил без надставленных бортов, на фотографии в начале поста.

Музейный струг имеет ширину около метра, значит, изготовили его из дерева диаметром сантиметров 30-40. Если взять в качестве заготовки бревно потолще и подлиннее, то по той же технологии при наличии практических знаний и умений можно сделать основу лодки (днищевый и скуловые поясья) длиной метров 10 и шириной метра два-три, при набое соответствующих бортов в метр-полтора выйдет большой набойный струг, подобный тому, в котором изображен Степан Разин на картине Сурикова, вполне мореходная ладья, способная, при наличии опытного экипажа, и до Константинополя дойти, и десантный отряд доставить, и хабар домой отвезти.

Стругов, даже реликтовых, на наших реках не осталось (я не видел). Очень хорошо, что всего лет пятьдесят или сто назад они еще служили людям и одному из них повезло попасть в музей. Здесь он будет жить еще долго, и демонстрировать существовавшую тысячелетия и забытую ныне технологию традиционного русского судостроения.

Опровержение.

Tags: Россия, Старина, Флот
Subscribe

promo zdrager august 29, 2008 04:52 5
Buy for 1 000 tokens
(с) не мое, но одобряю.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments